КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН+380962642299, +380932642299

Бетонные Дороги: Преимущества и Недостатки, Материалы и Технологии Строительства

Когда речь заходит о строительстве дорог, возникает дискуссия о технологии дорогостроения: бетонные дороги или асфальтирование дорог и тротуаров? Как правило, дискуссия возникает из-за статистики: в странах СНГ в большинстве своем применяется асфальт, а на западе предпочитают дороги из бетона. И если сравнить качество дорог, становится ясно, почему у людей возникают вопросы: на западе дороги удивляют своим качеством и долговечностью, в отличие от отечественных дорог. Здесь что ни год, то ремонт или строительство, и этот бесконечный цикл вызывает возмущение граждан.
Бетонные дороги

Возмущение, в целом, понятно, но стоит заметить, что дело не в асфальтировании, просто очень часто встречаются недобросовестные подрядчики или отсутствие контроля качества, поэтому картина довольно печальна. Но это не означает, что технология сама по себе плохая.

 

Бетонирование дорог используется с конца 1890-х. Сначала США, потом и страны Европы перешли на эту технологию, оценив качество и долговечность бетонных дорог.

Итак, вернемся к вопросу о различиях технологии на западе и странах СНГ. Например, в России бетонные дороги составляют примерно 2%, в Украине — 1%. Во всем остальном мире дороги из бетона составляют 13-60%. 

С чем это связано? Во-первых, асфальт содержит битум, который является нефтяным отходом, а нефтяная промышленность развита лучше, чем цементная. Это касается России. Тут, скорее, причина предпочтения асфальтирования кроется в привычке: для перехода на дороги из бетона нужно поменять документацию, методику и механизмы, то есть внести системные изменения в бюрократию, что требует долгого времени и имеет множество нюансов. 

Второй причиной, почему строительство бетонных дорог в Украине не имеет широкого спроса, является соблюдение технологий: даже незначительное отклонение от нормативов и требований может сильно повлиять на конечный результат, а в случае с бетонными дорогами для исправления некачественных участков ямочный ремонт невозможно применить, нужен капитальный ремонт.

В отличие от асфальта, бетонные дороги выдерживают высокую нагрузку, например, регулярное передвижение большегрузных транспортных средств, и не деформируются от их воздействия. Поэтому бетонирование подходит для мостов, магистралей, аэродромов.

Если сравнить экономические показатели, то цена выходит примерно одинаковая, учитывая не только себестоимость, но и дальнейшее обслуживание, срок службы, надобность в ремонте и прочие факторы.

Немаловажную роль в популярности бетонных дорог играет их экологичность: цемент получают из известняка и глины, его можно полностью переработать. Также в бетоне отсутствуют токсичные вещества, которые выделяет асфальт при нагреве.

И, наконец, если подойти к вопросу бетонных дорог со стороны водителя, то основным плюсом будет хорошее отражение света за счет цвета покрытия.

Применение Бетонной Дороги

Мы обозначили общие черты бетонных дорог, а теперь обсудим случаи применения бетонного покрытия:

  • автомагистрали,
  • аэродромы,
  • портовые площадки, причалы,
  • железнодорожные платформы.

Как мы уже заметили, в основном это дороги и площадки с очень высокой нагрузкой. Для дорог с низкой нагрузкой используется отсыпка дорог гравием и асфальтной крошкой.

 Структура Бетонной Дороги

Для хорошего результата строительства необходимо строго следовать требованием, главное из которых — структура бетонной дороги. Если вбить в любом поисковике «бетонные дороги технология», то в общих чертах станет ясно, что важнейшим этапом является этап укладки и уплотнения бетонной смеси, веди именно от нее зависит ровность и качество дороги.

Самая нижняя часть состоит из смеси щебня и цемента. Далее на этот слой укладывается геотекстильное полотно: оно отводит воду. Завершает структуру слой бетонной смеси в 25-30 см, на которую наносится слой для сцепления. 

Итак, структура и этапы строительства бетонной дороги:

  • Подготовление: выравнивание, уплотнение и стабилизация грунтов
  • Подушка: песок, затем щебень укладываются на грунт
  • Опалубка: применяется сталь или арматуры
  • Бетонная смесь: сначала бетонная смесь низкого класса, затем — с высокими характеристиками.
  • Уплотнение: применяются прессовальные машины
  • Швы: машиной для нарезки бетона делают швы, которые предотвращают деформацию из-за расширения и сужения цемента
  • Текстура: с помощью алмазной насечки поверхность делают шероховатой

Ну и напоследок дорога обрабатывается защитным средством, наносится разметка.

 Плюсы и Минусы Дорог из Бетона

Как уже можно заключить, главным плюсом бетонных дорог являются прочность и долговечность. Благодаря этому они применяются для самого разного рельефа. По средним показателям, бетонные дороги служат 40-50 лет, а асфальтовые аналоги — примерно 15, если ремонтировать их своевременно.

Плюсы бетонных дорог:

  • нет надобности в ежегодном ремонте,
  • не подвергаются воздействиям погодных условий (не размягчаются из-за жары, не трескаются из-за мороза и т.д.),
  • выдерживают большие нагрузки тяжелого транспорта,
  • экологичность, поскольку отсутствуют токсичные материалы в составе,
  • экономия топлива во время передвижения, потому что не возникают деформации,
  • безопасность и комфорт для водителей, поскольку бетонное покрытие имеет низкий тормозной путь,
  • возможность строительства при любых условиях,
  • хорошая видимость на дороге благодаря светлому цвету покрытия.

Первым минусом бетонных дорог нужно отметить высокую стоимость, если учитывать только начальный этап. Далее следует вопрос ремонта: невозможно отремонтировать только один участок, нужна замена целой плиты.

Также следует отметить, что строительство бетонных дорог тянется слишком долго: нужна неделя для отвердевания. 

Мы ознакомились с областями применения бетонных дорог, технологиями и структурой, взвесили все плюсы и минусы. Обобщая всю информацию, повторим еще раз: дороги из бетона, которые столь популярны на западе, прекрасно справляются со своей главной задачей — строительством магистралей, трасс и аэродромов. Именно эти области больше всего нуждаются в отличительных качествах бетонных дорог — прочности и долговечности.

Как и в случае с другими технологиями, бетонирование стоит применять, учитывая цель и задачи строительства, в противном случае результат не будет соответствовать столь высоким ожиданиям.

Что же касается полного перехода на бетонные дороги, то защитники этого подхода, скорее всего, не представляют себе полную картину, поскольку дороги из бетона не соответствуют нуждам дорог в городах или других населенных пунктах.

Позвонить
chat-active-icon